Синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают от 5 до 20 % школьников младших классов. В то же время нельзя заявлять о наличии СДВГ у любого непоседливого ребенка. Об этом и других особенностях расстройства корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга Литвинова.
Не всегда активность — проявление синдрома
Как рассказала специалист, синдром дефицита внимания и гиперактивности — собирательный термин, в который входит целый ряд диагнозов.
— Есть расстройства с преимущественным нарушением внимания, есть те, где преобладает гиперактивность, встречаются и комбинированные формы, — пояснила О. Литвинова. — СДВГ страдают от 5 до 20 % школьников младших классов. В то же время нельзя заявлять о наличии такового синдрома у любого непоседливого ребенка. Признаки СДВГ может заметить врач-педиатр, а окончательный диагноз ставит психиатр.
Врач также отметила, что легкие формы СДВГ не попадают под определение «диагноз» и не расцениваются как статистически значимые. Они не требуют медицинского контроля и могут быть скорректированы при помощи ближайшего окружения (педагогов, родителей и т. д.).
— Если в детском саду некоторые поведенческие привычки вроде раскачивания на стуле, неусидчивости, ломания карандашей еще допустимы, то школа предъявляет к ребенку более высокие требования. Когда родители понимают, что элементарные методы воспитания уже не действуют, обращаются к доктору. Он объясняет, что все эти проявления — не дефект воспитания, а расстройство, требующее внимания.
Как помочь ребенку с СДВГ
Коррекционная работа проводится по-разному в зависимости от степени выраженности синдрома. При легкой форме расстройства успешных изменений можно достигнуть и в домашних условиях.
— Родители получают от специалиста рекомендации. Например, как спланировать режим дня, помочь ребенку справиться с домашним заданием, какое поведение допустимо. С такими детьми наиболее эффективны методы поощрения, — продолжила О. Литвинова.
Когда речь идет о более тяжелых формах СДВГ, то без специалиста не обойтись. Иногда требуется и медикаментозная поддержка.
— В некоторых случаях решением врачебной комиссии такие дети переводятся на надомное обучение, — уточнила психиатр. — Однако и медики, и педагоги прилагают все усилия, чтобы такой период был минимальным, и ребенок как можно скорее вернулся в школу. Ведь главная задача — социализировать юного пациента.
И для этого, по словам специалиста, важна комплексная деятельность врача и семьи.
— Цель психотерапии — найти причины негативного поведения и закрепить положительное. Со стороны близких важно создание благоприятной среды, где ребенку помогут в соблюдении режима, обеспечат смену видов деятельности, а главное — окружат похвалой, любовью и вниманием.
Дарья Иванова
Мобильник провоцирует развитие СДВГ. Минский психотерапевт раскрыла шокирующие факты
Как мобильный телефон может повлиять на развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка и сколько часов третьеклашке можно безопасно «позалипать» в экран, рассказала в эфире «С Любовью о Минске» на «Радио-Минск» врач-психотерапевт, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
С шок-контента и начнем. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называют настоящей проблемой современности. Этот диагноз бывает как врожденный, так и приобретенный. А корень зла — в мобильных телефонах. Или планшетах. Зависит от того, каким именно гаджетом вы отвлекаете любимое чадо ради «15 минут тишины и спокойствия».
— Именно несоблюдение цифровых границ является причиной приобретенного СДВГ, — отмечает врач-психотерапевт 3-й городской детской больницы Минска Анна Савицкая. — Формируется поверхностное, или так называемое клиповое внимание. После «фастфуда» в виде коротких reels или видео в TikTok ребенку крайне сложно погрузиться в обычную книгу и усвоить «такую длительную информацию».
Как предвосхитить? Все просто до банальности. Своим примером. За приемом пищи общаемся, а не каждый носом в экран. Вечером — настольные игры, чтение, те же прогулки на свежем воздухе. За пару часов до сна — телефоны (и планшеты, и ноутбуки) в другую комнату до утра.
«Юзаем» гаджеты с пользой и строго блюдем временные рамки. До двух лет желательно полностью исключить контакты маленького человека и мобильного телефона.
— В дошкольном возрасте — от 2 до 7 лет — желательно ограничить экранное время ребенка часом в сутки, — уточняет врач-психотерапевт. — В школьном возрасте (согласно рекомендациям ВОЗ) — двумя часами. Старшим школьникам — до трех часов в день — и на общение с друзьями, и на образовательный контент.
Кто фыркнул, мол, варварство в век технологий отлучать от телефона — подождите. Полезный (без сарказма) мобильный может нанести не только психологический (про СДВГ мы говорили выше), но и физический урон.
— Как минимум нарушение осанки, — объясняет А. Савицкая. — Длительное «залипание» в экран телефона влечет гиподинамию, нарушение обмена веществ. Не забываем про классику жанра — нарушение выработки мелатонина и снижение качества сна, если ребенок любит почитать на ночь сказки с планшета или посмотреть видео. Также периодически на прием приводят деток с нервным тиком. А триггером ситуации стали непонятные и нередко пугающие мультики, которые малыш посмотрел на YouTube.