Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Г. Р. Державин писал: «Самое лучше предназначение есть защищать свое Отечество!». Через Беларусь прошло немало войн, и всегда наш народ самоотверженно и мужественно поднимался на борьбу с врагом. Сегодня нам необходимо формировать и развивать у подрастающего поколения не только чувство уважения к героическому прошлому Родины, но и готовность встать на ее защиту. 

На решение данной задачи направлен профориентационный проект «Родине служить», в реализации которого приняли участие 20 ребят в возрасте от 9 до 14 лет, воспитанники районного профориентационного оздоровительного лагеря «Лидер».

Цель проекта: воспитание у учащихся гражданской ответственности, положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности.

Задачи: выявить профессиональные интересы и склонности участников проекта; расширить представление о военной службе и воинском долге; сориентировать на выбор военных специальностей.

Этапы реализации проекта

І. Подготовительный. Постановка цели и задач. Разработка плана реализации проекта. Сбор дидактического материала.

ІІ. Организационный. Анонсирование проекта в СМИ. Разработка сценариев мероприятий.

ІІІ. Практический. Реализация проекта согласно плану.

IV. Аналитический. Подведение итогов. Анализ результатов реализации проекта. Обмен мнениями о проекте.

Участники делятся на 2 юнармейских отряда по 10 человек. Командир выбирается на сборе отряда. Деятельность каждого отряда ориентирована на участие во всех мероприятиях и на победу в личном и командном зачетах по итогам смены. За активное участие в мероприятиях, соблюдение дисциплины и порядка на территории лагеря юнармейцы зарабатывают красные звезды. За нарушения – синие звезды. В конце смены подводятся итоги и объявляются победители.

Примерный план реализации проекта

День открытия лагеря. Проведение первичной диагностики с целью изучения интересов и склонностей воспитанников (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, карта интересов Е. А. Голомштока).

День Министерства обороны. Интерактивная экскурсия «Профессии оборонной отрасли Республики Беларусь», квест «На страже обороны и безопасности», мастер-класс по рукопашному бою.

День Вооруженных сил Республики Беларусь. Встреча с представителями Вооруженных сил Республики Беларусь «100 вопросов взрослому», квиз «Есть такая профессия – Родину защищать!».

День Государственного пограничного комитета. Работа с мобильным приложением «Граница Беларуси», военно-патриотическая игра «На защите рубежей».

День краеведения. Ориентирование на местности, прохождение спортивно-туристической полосы препятствий, викторина «Мой край: традиции белорусского народа».

День Государственного таможенного комитета. Создание коллажей «Таможенное дело», познавательная программа «Таможенное дело – командная работа» (беседа с декларантом внешнеэкономического отдела одного из предприятий города), игра «Разоблачи контрабандиста».

День военной медицины. Встреча с медицинским работником, изучение приемов оказания первой медицинской помощи, викторина «Целебные растения».

День Министерства внутренних дел. Встреча с представителем отдела Департамента охраны Республики Беларусь, интерактивная игра «Фоторобот».

День Всенародной памяти жертв Великой Отечественной войн и геноцида белорусского народа. Акция «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!», митинг-реквием «Чтим и помним!», посещение памятных мест, посвященных подвигу белорусского народа, в аг. Городец.

День Министерства по чрезвычайным ситуациям. Встреча с сотрудником Рогачевского отдела по чрезвычайным ситуациям, профориентационный квест «Спасатель – звучит гордо», познавательная игра (с использованием мобильного приложения) «МЧС Беларуси: помощь рядом».

День здоровья. Спартакиада «Спорт! Ты мир!»

День Государственного военно-промышленного комитета. Онлайн-презентация военной техники, интерактивная беседа «Востребованные профессии военной промышленности Беларуси».

День Комитета государственной безопасности. Встреча с юристом, специалистом по защите информации, интерактивная игра «Правила безопасного поведения».

День воинской подготовки. Игра «Армейская академия», военно-спортивная программа «Стань солдатом», конкурс «А ну-ка, парни!»

День моей профессии. Фестиваль профессий «В будущем я стану…» (презентация учащимися выбранных профессий).

День подведения итогов. Повторное проведение диагностики, подведение итогов, объявление победителей в личном и командном зачетах.

М. И. Журавлева,
методист первой квалификационной категории
Рогачевского районного центра творчества детей и молодежи
Фото из архива носит иллюстративный характер

Сильны традициями. Как полоцкие кадеты со школьной скамьи мечтают Родину защищать

Стоять на страже родных рубежей, охранять мирное небо, защищать покой граждан - для многих людей такие понятия ассоциируются преимущественно с военнослужащими. Однако для белорусских школьников, считающих эти слова не пустым звуком, с ранних лет азы военно-патриотической подготовки закладывают фундамент для дела их жизни. В Полоцком кадетском училище собрались ребята не только из близлежащих городов и районов, но и представители разных областей. Они изучают военную и строевую подготовку, все виды оружия и за время учебы определяются, где бы им хотелось учиться дальше, какую профессию получить. Учреждению образования в конце прошлого года была присуждена премия Президента "За духовное возрождение". Директор кадетского училища полковник Станислав Красовский, учителя и ребята рассказали корреспондентам БЕЛТА, какими традициями сильно кадетство на полоцкой земле.

Путь длиной в 17 лет прошло современное Полоцкое кадетское училище, чтобы крепко осесть на исторической земле, вернуть свои главные символы и родной дом. "В 2006 году мы узнали, что в Слониме энтузиаст хотел открыть Полоцкий кадетский корпус. Мы пошли к руководству города и выступили с инициативой создать такой у нас и сохранить традиции кадетства на полоцкой земле. Был создан комитет по возрождению кадетского корпуса, также мы определили три задачи - открыть кадетский корпус, вернуть знамя образца 1844 года из Нью-Йорка (где оно хранилось после 1944 года. - Прим. БЕЛТА) и создать музей. Мы шли к этому 17 лет. Таким был процесс духовного возрождения", - рассказал Станислав Красовский.
Традиции, на которых прочно стоит и сегодняшняя система образования кадетов, была заложена еще в царские времена. Первостепенной в их числе было воспитание патриотизма. Кадетские корпуса в России создавались для привития духа патриотизма, верности царю, Отечеству и государству. Такой же посыл сохранили и нынешние школьники в военной форме. Это прежде всего уважение к своей стране, государственным символам, которые должны быть, по сути, в крови каждого гражданина.

Полоцкие кадеты подали пример живого исполнения белорусского гимна, и его подхватили другие организации и учреждения города. Директор кадетского училища рассказал, что каждый понедельник на плацу поднимают государственный флаг. Станислав Красовский привел пример, что в США на спортивных играх и прочих официальных мероприятиях граждане, все как один, положа руку на сердце, поют свой гимн, а белорусы могут сделать не просто так же, но даже лучше.

Еще одно важное направление в воспитании и становлении полоцких кадетов - эстафета памяти о подвиге предков, истории родной земли. "Это прежде всего память о событиях Великой Отечественной войны. Мы каждый год участвуем в патриотических автопробегах, в том числе по Витебской области, во многих мероприятиях города, области, республики. Дважды наши кадеты выступали с патриотическим номером "Родина" в Минске во время празднования Дня Государственного герба, флага и гимна. День Победы, День Независимости, День защитника Отечества - те важные события, которые наши ребята никогда не пропускают", - поделился Станислав Красовский.

Относительно молодое направление, которое культивируется в училище, - поисковая деятельность. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подполковник Роберт Исмаилов рассказал, что за полтора года, которые ребята участвуют в раскопках захоронений времен Великой Отечественной войны, им удалось отыскать останки почти 230 человек, а установили точно имя лишь одного из них.

"За право стать участником поискового отряда (а в его составе находятся 30 человек) кадеты едва ли не сражаются. Мы не привлекаем учащихся выпускных классов, которым сдавать экзамены, так что за место в отряде борются ребята 8-х и 10-х классов. Отбор жесткий, нужно сдать экзамены по работе со взрывоопасными предметами, перед началом раскопок все проходят инструктаж. Конечно, на ребят свидетельства жертв фашизма производят неизгладимые впечатления. Например, они видят, что убитых солдат немцы хоронили в несколько ярусов. А однажды нашли останки десятка пленных бойцов, которые, как мы поняли, пытались закрыть собой молодую женщину с маленьким ребенком на руках, однако мирная жительница с малышом примерно восьми месяцев от роду все же погибли. Видя все это, наши кадеты могут прочувствовать, что происходило в те страшные годы, их уже не переубедишь фейками из интернета", - подчеркнул он.

Некоторые из найденных поисковым отрядом экспонатов хранятся в отдельном кабинете, однако Роберт Исмаилов надеется, что для них найдется стенд в музейной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне.

На таких примерах мужества и стойкости учатся полоцкие кадеты. И еще образцом для подражания ребятам служат выдающиеся выпускники кадетского корпуса, имена которых запечатлены в одном из залов музея училища. Здесь можно познакомиться с краткой биографией 35 известных полководцев, командиров, летчиков, чьи фамилии - синоним героических поступков, о которых знает каждый кадет, а раньше и любой советский школьник. Три министра обороны различных государств, восемь полных генералов, а еще и все директора этого учреждения образования. Генерал Роман Кондратенко, писатель Александр Степанов, создавший роман "Порт Артур" о русско-японской войне, художники, поэты, музыканты - среди бывших полоцких кадетов есть немало известных личностей, причем посвятивших себя не только военной службе.

Сейчас в кадетском училище обучаются 275 человек, а в следующем учебном году будут заняты 300 мест, на которые рассчитана вся инфраструктура учреждения образования. Это учебный корпус с классами, общежитие, кафе-столовая.

Кадеты углубленно изучают только спецпредметы - военную, строевую подготовку, физкультуру, а все остальные общеобразовательные предметы постигают на том же уровне, что и в обычной школе. С будущей специальностью ребята определяются, общаясь с представителями разных ведомств и родов войск. Они выезжают в воинские части, на погранзаставы, смотрят, как живут военнослужащие, изучают, какие специальности предлагают различные вузы и ссузы по военному направлению, а также гражданские университеты.

"Примерно 50% наших выпускников поступают в учреждения образования Министерства обороны - Военная академия, военные факультеты. Немало ребят становятся пограничниками, так как здесь рядом есть погранзастава. Они проводят активную профориентационную работу со школьниками, а четыре офицера-пограничника работают у нас воспитателями. В Институте пограничной службы учатся больше всего наших выпускников по сравнению с другими кадетскими училищами. Также много ребят поступают в учреждения образования системы МВД, МЧС, работают в Комитете госбезопасности, Следственном комитете. Процент поступления составляет около 90%. Не поступают в вузы и ссузы единицы, как правило, те, кто не прошел медкомиссию. К сожалению, есть тенденция по ухудшению здоровья молодежи, и ребята, которые хотели бы получить желаемую специальность, из-за этого отсеиваются", - рассказал руководитель училища, отметив, что даже несмотря на критерий отбора учащихся по первой группе здоровья, иногда случается, что для поступления в вузы силового блока медосмотр становится камнем преткновения и тем самым булыжником, разбивающим порой хрупкие детские мечты.

Станислав Красовский рассказал, что выпускники училища всегда тяжело переносят подобный отказ, сильно переживают, даже могут дать волю слезам, понимая, что их цель ушла прямо из рук. И все же иные ребята идут к своей мечте даже окольными путями. Один из выпускников в аналогичном случае сначала пошел срочную службу в армии, а потом все равно поступил в Военную академию, так что при большом желании кадеты находят выход практически из любой ситуации.

В Полоцк получать основу военного образования приезжают не только школьники из этого же города. Здесь есть мальчики и девочки со всех концов северного региона, а в этом году в училище обучаются ребята из Бреста. Восьмиклассница Варвара Бубнович могла бы учиться и где-то поближе, но один из учителей посоветовал поступить ей в лучшее, по мнению педагога, кадетское училище страны, так что жительница южной области решила последовать мудрому совету наставника. "У вас на Витебщине очень красиво, но намного холоднее. Я очень хотела учиться в кадетском училище, мне нравятся военные специальности, я люблю разбираться с оружием, заниматься строевой подготовкой", - поделилась бойкая учащаяся.

Она рассказала, что родители побывали в Полоцке только на 1 сентября, и связь с родными девочка держит по телефону, делится успехами в учебе. В свободное время она пишет стихи о жизни, в частности о детстве и его беззаботности, когда нет проблем и мир кажется ярким и не имеющим проблем.

Реальность превзошла ожидания еще одного брестчанина Серафима Гущи после встречи с Полоцким кадетским училищем. "Не могу сказать, что ждал чего-то особенного, но меня все поразило, когда я сюда приехал, на месте увидел, что все намного лучше, чем я думал. Единственный сложный момент - находиться вдали от дома, но постепенно мы привыкаем ко всему. Здесь очень дружные ребята, коллектив замечательный, поэтому скучать некогда", - отметил восьмиклассник.

Предки Серафима также отдавали себя военной службе. Его дедушка был танкистом. Один из прадедов воевал во время Великой Отечественной войны, дошел до Польши и погиб, а второй встретил победу в Берлине, а затем его перебросили на японский фронт. Их пример для молодого человека очень понятный, близкий, родной. Он точно так же видит свое предназначение в служении своей Родине и своему народу.

Есть среди кадетов и хранители семейной династии. Полочанка Алена Бабич уже четвертая в своей семье из пяти детей, кто учится в училище. Ее старший брат Вячеслав показал пример оставшимся, и за ним потянулись Ольга (она стала первой девочкой, которая вообще влилась в ряды полоцких кадетов), Александр и теперь Алена. Еще подрастает маленький Иван, который в этом году впервые пойдет в школу, но ему уже нравится кадетская форма, и есть шанс, что он завершит братско-сестринскую династию. Алена рассказала, что средний брат Александр поступил в Воронеж на специальность информационной безопасности, а она сама подумывает о военной карьере, но пока не определилась с направлением.

Егор Дащенок из Витебска легко сменил родной город, чтобы получить возможность поучиться в Полоцком кадетском училище. Он уже второй год постигает базовые знания будущего военнослужащего, а мечты у него самые возвышенные - он стремится на авиационный факультет Военной академии Беларуси. Больше всего его привлекает профессия летчика, благо для этого у него есть отменное здоровье и далеко идущие планы. И даже если вдруг фортуна подкинет ему не козырную карту, Егор пойдет на факультет разведки и предпочтет десантные подразделения, чтобы быть поближе к облакам и звездам, в том числе на погонах.

Свободного времени у кадетов практически не бывает, они почти всегда чем-то заняты. Если не оттачивают строевой шаг и не штудируют учебники, то разучивают старинные танцы с хореографом. Вальсы, полонезы, кадрили, причем нескольких видов - от московской до французской, котильоны и прочие падеде, они исполняют на балах. Полоцкие ребята не раз участвовали в таких мероприятиях в Витебске, Минске и даже в Кремле, куда съезжались кадеты со всей Беларуси и России. Даниил Трапезников, который очень любит хореографию и посетил немало балов, в том числе в Москве, рассказал, что ему удалось пообщаться с ребятами из соседней дружественной страны. "Они все очень удивились, что у нас в кадетском училище есть девочки, и они нам очень завидовали. Впечатления от кремлевского бала остались незабываемые, там было больше полутора тысяч человек, и когда мы танцевали все вместе один танец, это смотрелось потрясающе. А к тому балу мы готовили 11 танцев, названия которых я даже до конца выговорить не могу", - пошутил одиннадцатиклассник.

Однако по мощности воздействия самые сильные впечатления получил, как он сам утверждает, Арсений Супранович, который вместе с директором училища ездил в Минск получать почетную награду - премию "За духовное возрождение". "Перед тем как выйти на сцену, я подумал, что вообще впервые в жизни увижу Президента, а ведь кто-то нет - за всю свою жизнь. И я очень хотел пожать ему руку, но по этикету младший по возрасту не должен этого делать. И вот Александр Лукашенко сам мне руку пожал, и я был счастлив. Вообще все мероприятие я помню плохо, как в тумане, потому что приехал с температурой 38 градусов, и она не сбивалась, но главный момент церемонии все равно отпечатался в памяти хорошо. И еще у меня дома в рамочке стоит фотография, где Президент пожимает мне руку", - не без гордости рассказал Арсений, для которого кадетство станет одним из самых незабываемых периодов жизни.

Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александр ХИТРОВА,
По материалам https://www.belta.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует:

Книги серии «Право на память»