Государством уделяется большое внимание поддержке семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, инвалидностью. В нашей стране выстроена четкая система обучения, воспитания и социализации этой категории обучающихся. 

Специальное образование или коррекционно-педагогическую помощь в учреждениях образования получают дети с нарушениями речи, зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, трудностями в обучении, расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и психическом развитии. 

17 января в Институте инклюзивного образования БГПУ состоялось выездное заседание Национальной комиссии по правам ребенка с участием заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Игоря Петришенко на тему: «О роли Института инклюзивного образования в системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями». 

В составе комиссии – депутаты Национального собрания, представители республиканских и местных органов управления, судебных органов, учреждений образования. 

В центре внимания участников заседания – роль Института инклюзивного образования в системе работы с детьми с особенностями психофизического развития; утверждение плана работы Национальной комиссии по правам ребенка на 2024 год и утверждение комплекса мер по совершенствованию работы с несовершеннолетними, оказанию им надлежащей психологической помощи на 2024 – 2025 годы. 

Перед началом актуального мероприятия состоялось ознакомление с деятельностью РЦРИО. Участники посетили учебную лабораторию «Образование без границ», где ознакомились с ее ресурсами и научно-методическими разработками профессорско-преподавательского состава Института инклюзивного образования. Также в фойе многофункциональной аудитории была организована трогательная фотовыставка «Просто дети». 

По информации заместителя Премьер-министра Игоря Петришенко в Беларуси получают образование 99,9 процента детей с особенностями психофизического развития, из них более 70 процентов – инклюзивное образование. 

«Ежегодно цифра таких детей прирастает: в прошлом году на полторы тысячи и сегодня их 181 тысяча. Поэтому мы должны активно с этой категорией детей работать. Особенно помочь родителям адаптировать их», – подчеркнул Игорь Петришенко. 

Вице-премьер также сообщил, что в Беларуси функционируют более 50 центров раннего вмешательства, 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: «Используются и передовые методики, наработанные Институтом инклюзивного образования БГПУ, который является базовой организацией государств-участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и специалистов в области инклюзивного и специального образования. В этих методиках мы преуспели – к нам приезжают на курсы, обучаются. В дальнейшем мы намерены продолжать эту работу, чтобы дети получали соответствующее образование, находили свою путевку в жизнь, осваивали рабочие профессии, получали высшее образование». 

Во время выездного заседания была озвучена информация, что за последние двадцать лет количество специальных школ и школ-интернатов сократилось в два раза. Вместе с тем, как обозначил Министр образования Андрей Иванец, нельзя полностью отказаться от их существования, так как в них обучаются дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания. Наряду с организацией образовательного процесса их задача сегодня – распространять накопленный опыт работы с детьми с ОПФР, оказывать методическую и консультативную помощь педагогическим работникам детских садов и школ. 

За последние годы многое сделано в работе над повышением качества жизни детей с особыми потребностями в обучении и воспитании. Усилия были направлены на реализацию одного из основных принципов государственной политики в сфере образования – принципа инклюзии. Как результат, охват детей с ОПФР специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет почти 100%. При этом по мнению Министра сложность заключается в том, что спектр нарушений развития достаточно разнообразен, требует специальных подходов к подготовке кадров и созданию образовательной среды. 

Актуальным сегодня является и выстраивание системы помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (по оперативным данным – более 2 тыс. детей дошкольного и школьного возраста). 

Сейчас в системе образования трудятся более 205 тыс. педагогов, около 40 тыс. из них реализуют образовательный процесс в учреждениях специального образования и в условиях интегрированного обучения и воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь детям с легкими нарушениями развития, при этом 11,9 тыс. чел. из них – это учителя-дефектологи, которые непосредственно осуществляют обучение и воспитание детей с ОПФР. 

Подготовка учителей-дефектологов осуществляется на базе 6 учреждений высшего образования, основным из которых уже много лет остается Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. 

В 2017 году открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования, основными направлениями деятельности которого – подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, продвижение идей доступности образования, консультативная поддержка всех участников образовательного процесса. 

Министерством образования предприняты определенные шаги для обеспечения готовности обычного педагога правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей с ОПФР, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Сегодня поставлена задача: каждый педагог должен уметь работать с детьми с особенностями психофизического развития. 

Важный момент – обеспечить возможность сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. С 2022 года в Минском городском педагогическом колледже и Волковысском колледже организована подготовка по новой специальности среднего специального образования «Педагогическое сопровождение» (квалификация «Воспитатель»). Персональное сопровождение как педагогическая помощь может организовываться также незрячим детям, детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (помощник воспитателя). 

Совершенствуется и материально-техническая база учреждений образования, обеспеченность специальными средствами обучения. Элементы доступной среды имеют более 80 процентов учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. 

Точечно были озвучены и такие актуальные моменты, как: формы взаимодействия с общественными объединениями родителей с позиции конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества; проблема формирования инклюзивной культуры; межведомственное взаимодействие. 

Министерство образования рассматривает реализацию принципа инклюзии в образовании как долгосрочную стратегию, в которой акцент – на системный подход в организации деятельности системы образования по всем направлениям. А совершенствование подготовки кадров позволит добиться решения задачи повышения качества образования для каждого ребенка.

По материалам https://edu.gov.by/.