Болезни, одиночество, неприятности на работе, утрата близких, семейные ссоры, долги и кредиты — список причин, нарушающих душевное равновесие, кажется пугающе огромным. О том, как не сломаться при любых обстоятельствах, корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с врачом-психотерапевтом Городского центра пограничных состояний и психотерапии Владиславом Ивановским.

iz internerta

Фото носит иллюстративный характер

Слава Богу, болею

— Сравнительно недавно в России провели исследования, показавшие, что примерно 10 % россиян, то есть около 15 млн человек, находятся в глубокой депрессии. Как вы считаете, эти цифры достоверны?

— Конечно.

— В Минске такая же удручающая ситуация?

— У нас все-таки другая страна, отличия наверняка есть. Но картина вполне может выглядеть схожей.

— Неужели такое количество людей придавлено жизнью?

— Слово «придавлено» мне не очень нравится. Депрессия или подобное ей эмоциональное состояние все же вызваны не столько внешними обстоятельствами (безусловно, они выступают одним из факторов), сколько склонностью на них реагировать. Это мировоззрение, которое закладывается в раннем детстве, до 5–6 лет. Все, что происходит с человеком в течение жизни, очень сильно влияет на его реакцию на любые перемены и любую информацию.

— Какие из внешних причин, негативно влияющих на психику, вы назвали бы основными?

— Самое мощное влияние обычно оказывают личные потрясения (например, смерть или разрыв с близкими), далее следуют проблемы в отношениях, затем — социальные перемены: уровень жизни, экономическая ситуация, военные действия, политическая обстановка и так далее. Причем трактовка происходящего более важна, чем сами события. Средства массовой информации в этом случае мощнейшее оружие, вероятно, сильнее всего остального. Скажем, то, что происходит в разных странах, может интерпретироваться с точностью до наоборот.

Старый принцип воспитания детей: когда ребенок о чем-то узнает, важно не то, что именно он узнал, а объяснение, которое он получит от родителей или кого-то из авторитетных для него людей. Ведь даже на радостное явление можно реагировать по-разному — истолковать его как нейтральное, тревожное или радующее. В зависимости от того, как человека научили мыслить и чувствовать.

— Но ведь есть факторы однозначно объективные — болезнь собственная или кого-то из родных, уход из жизни близких?

— И здесь можно поспорить. Напомню, например, реальную историю. В монастырь приезжает группа паломников. Они приходят к уважаемому старцу. Человек лежит в постели и не встает: нет сил — серьезно болен. От растерянности женщина спрашивает у него: «Батюшка, как здоровье?». А он отвечает: «Слава Богу, болею!».

Почему? У христиан принято считать, что, если Господь тебе посылает, попускает болезнь, значит, ты ему небезразличен. Когда есть физические страдания, суета уходит в сторону, начинаешь задумываться о главном — об отношении к Богу, о смысле жизни. И тогда человек радуется болезни. А ведь у большинства она вызвала бы грусть, тоску, вероятно, даже депрессию.

Потом – значит никогда

 То есть причина многих наших волнений и депрессивного состояния не конкретная неприятность, а то, как мы ее воспринимаем?

— Конечно. Как правило, депрессия — это когда в душе накопилось так много неразрешенного, что в один «прекрасный» момент оно, как говорится, рвануло.

Случается, у человека возникают психосоматические расстройства, язвенная болезнь желудка и прочие заболевания. Уверен, практически любая физическая болезнь — результат душевных противоречий. Врачи не любят об этом говорить, особенно хирурги. Они умеют оперировать, чего им вполне достаточно. Терапевты верят в свои способы лечения. Фармацевтам надо продавать лекарства. Это все хорошо и нужно. Но до глубинной причины мы, как правило, не добираемся.

— Совсем недавно почти то же самое говорил мне известный и уважаемый профессор, детский хирург.

— Раньше врачи утверждали: в организме нет ничего изолированного, не существуют отдельно психика и тело. Один известный французский психотерапевт, изучавший иглотерапию в Поднебесной и весьма преуспевший в этом искусстве, рассказывал, как наблюдал за сеансом лечения в исполнении китайского врача. Поставив пациенту иглы, тот склонился над ним и стал негромко что-то говорить, явно введя клиента в гипнотическое состояние.

Когда француз поинтересовался у него, зачем он еще и разговаривает, восточный эскулап ответил: «Я беседую с духом болезни». То есть, с одной стороны, его задача — с помощью иголок убрать симптоматику, с другой — еще и попытаться устранить глубинную основу болезни. Одно другому не мешает.

Но когда человек обращается к психотерапевту, то чаще всего говорит: «Доктор, не морочьте мне голову, дайте таблетку!». Он принял препарат, симптоматика ушла, и все вроде бы хорошо. А заниматься тем, что творится внутри, долго, сложно и, бывает, нудно, требуются усилия. Кстати, иногда, особенно если пациент готов себя анализировать, слушать странные вопросы, думать о непривычных вещах, можно довольно быстро убрать серьезные вещи, гармонизировать душу, то, что в подсознании. Но большинство людей, даже те, кто на словах не против серьезного лечения, когда им снимают симптомы, говорят: «Доктор, когда-нибудь потом, жизнь длинная, успею». А «потом» значит «никогда».

Стресс как помеха бизнесу

— Почему на Западе у многих образованных людей принято хотя бы раз в год, даже если нет жалоб, проходить курс психотерапии? Чтобы убрать возможные душевные противоречия, которые, конечно, копятся, иначе они начнут мешать человеку делать деньги.

Кстати, около 60 % населения США принимает психотропные средства, причем средний срок приема — 30 лет. Для них это удобно, не надо ни о чем думать.

— 60 %?!

— Официальные американские данные. Проблем-то много в жизни. Самое большое наказание для современного человека — побыть одному, увидеть, услышать себя настоящего. От себя пытаются убежать, но делать это бесконечно не получается. Приходится либо повышать дозу лекарств, либо искать новое. Алкоголь — самое популярное успокоительное средство. Кто-то спасается шопингом, кто-то меняет сексуальных партнеров, но это же все суррогат.

— Владислав, «время стрессов и страстей» — это про наш с вами век?

— Вспомним Пушкина: «Печально я гляжу на наше поколение, его грядущее иль пусто, иль темно». Так было всегда. Мало что меняется по сути, люди — это просто люди. Надо научиться жить в ладу с собой и со своим временем. Не грешить, не совершать неприглядных поступков, за которые потом будет стыдно, любить родных и близких и заботиться о них, правильно питаться, вести здоровый образ жизни, выбрать работу по душе и так далее. Да вы и сами, я думаю, все знаете.

Подготовил Владимир Петров, Минск-Новости