Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Безопасность, включая информационную безопасность, - одна из составляющих здоровья детей. Такое мнение высказала начальник управления дистанционных образовательных услуг Национального института образования Гюльнара Юстинская на пресс-конференции "Здоровье детей: факторы и влияние гаджетов", передает корреспондент БЕЛТА. 

"Информационное общество порождает новые риски, вызовы и угрозы, которые напрямую связаны и затрагивают вопросы обеспечения Национальной безопасности", - такое мнение высказала Гюльнара Юстинская. 

Главная задача взрослых, поделилась она, - обучение детей основам информационной безопасности и воспитание их информационной культуры. "Поэтому в 2019 году вышел приказ Министерства образования о мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования. Он содержит рекомендации об ограничении использования обучающимися средств мобильной связи во время учебных занятий и в перерывах между ними", - сказала начальник управления. 

По ее мнению, образовательный процесс с использованием электронных устройств должен быть организован в условиях сохранения здоровья обучающихся и поддержания работоспособности оборудования. "Во время образовательного процесса ребята изучают учебный предмет "Информатика", который одним из своих направлений видит воспитание и формирование информационной культуры. Также для формирования информационной культуры разработаны факультативы",- отметила Гюльнара Юстинская. 

Она рассказала, что при организации образовательного процесса необходимо учитывать возраст обучающихся, технические данные электронных устройств, характер и сложность выполнения операций. "При организации учебных и факультативных заданий с использованием электронных устройств в учреждениях образования должны соблюдаться определенные требования. В течении учебного дня у учащихся 1-4 классов должно быть не более одного занятия с использованием электронных устройств. Для обучающихся 5-9 классов - не более двух, 10-11 классов - не более трех занятий", - сказала Гюльнара Юстинская. 

Фиксация взгляда на экран монитора персональных компьютеров во время непрерывного занятия, по ее мнению, в 1-м классе не должна превышать 10 минут, в 2-4-х классах - 15 минут, в 5-7-х классах - 20 минут, в 8-х классах - 25 минут, в 10-11-х классах - полчаса. "Занятия детей с электронными устройствами в учреждениях дополнительного образования и социально-педогагических учреждениях проводятся не более двух раз в неделю", - сказала начальник управления дистанционных образовательных услуг. 

Гюльнара Юстинская напомнила, что 10 мая 2022 года постановлением коллегии Министерства образования был одобрен "Государственный школьный стандарт", указывающий на то, что во время урока устройство мобильной или интернет-связи должно находиться в предназначенном для этого приспособлении или коробке на отдельно стоящем столе или столе учителя. "По окончанию урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте и забирают свое устройство", - отметила она. 

Также один из разделов "Государственного школьного стандарта" регулирует использование устройств мобильной связи или интернет-связи в школе. "В школе учащиеся обязаны ставить устройство мобильной связи в режим вибровызова или бесшумный режим во время проведения занятий и внеклассных мероприятий. На перерывах между занятиями звонить, отправлять сообщения учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями, законными представителями и близкими родственниками в случае безотлагательно необходимости", - отметила Гюльнара Юстинская. 

Для формирования информационной культуры учащихся была разработана программа родительского университета. "Преодолеть нежелательное воздействие интернета на учащегося можно только совместными усилиями педагогов, учащихся и родителей", - сказала начальник управления дистанционных образовательных услуг. 

В итоге Гюльнара Юстинская отметила, что глубокое проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности ребенка оказывает существенное влияние на его социальную адаптацию. "Совместными усилиями мы достигнем того, что социальная адаптация будет проходить как можно бережнее и безопаснее", - резюмировала начальник управления дистанционных образовательных услуг.

 

Можно ли учащимся использовать смартфон в школе

О правилах использования гаджетов и формировании цифровой культуры во время образовательного процесса в школах рассказала журналистам начальник управления дистанционных образовательных услуг Национального института образования Гюльнара Юстинская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

По словам спикера, задача взрослых — прививать информационную культуру детям. В 2019 г. вышел приказ Минобразования, направленный на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования. В документе содержатся рекомендации для школ по внесению в их правила внутреннего распорядка положения об ограничении использования смартфонов во время учебных занятий и в перерывах между ними.

Также ежегодно разрабатываются для учреждений образования инструктивно-методические письма. В 2023 г., например, одно из них касалось использования современных информационно-коммуникационных технологий. В документе прописываются рекомендации о конфигурации компьютерного класса, локальной сети и прочего оборудования в школах. Кроме того, указывается и обязательная закупка лицензионных антивирусных программ.

— В прошлом году был принят Государственный школьный стандарт. В правилах поведения учащихся зафиксировано, что не позднее чем за пять минут до начала урока ребенок должен занять место в классе, подготовить необходимые учебники и принадлежности, а также установить на мобильном телефоне бесшумный режим. Телефон необходимо положить в специально предназначенное место. По окончании урока учащийся наводит порядок на своем рабочем месте, забирает смартфон, — рассказала Г. Юстинская.

Спикер подчеркнула, что один из разделов школьного стандарта посвящен правилам пользования мобильными устройствами. Во время учебных занятий, факультативов и кружков ученику необходимо ставить смартфон в режим вибровызова или беззвучный.

— На переменках звонить, отправлять сообщения разрешено исключительно для оперативной связи с родителями, близкими родственниками в случае безотлагательной необходимости. При неоднократном нарушении правил учащийся должен написать, к примеру, объяснительную записку. Классный руководитель вправе сделать запись в дневнике. Возможны изъятие у ребенка телефона на время учебного дня, беседа с директором, — отметила спикер.

Г. Юстинская обращает внимание, что важным направлением воспитательной работы остается формирование информационной культуры учащегося. Преодолеть негативное воздействие интернета можно совместными усилиями педагогов, родителей и самих школьников.

Юлия Бурдо

 

По материалам https://www.belta.by/, https://minsknews.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует:

Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности

 В. Ю. Арчаков

В пособии рассматриваются концептуальные подходы к информационной безопасности в Республике Беларусь, вопросы ее правового обеспечения в нашей стране и за рубежом, а также современные технологии средств массовой коммуникации в контексте рисков национальной безопасности.

Актуализирована проблема деструктивного информационного воздействия на подрастающее поколение, описаны условия формирования информационной культуры учащихся.

Пособие адресуется педагогам учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования.

Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности

18.40 руб.