Столичный дельфинарий знаменит не только эффектными шоу, но и уникальной терапевтической программой. Кому и как помогают водные млекопитающие, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Приходим на занятие к 10 утра. На трибунах непривычно пусто. От сводов отражается голос Кирилла Полуянова – тренера-дельфинотерапевта. Периодически вклиниваются свист и щелканье его водоплавающих коллег: Хьюго и Геркулес «спорят о методах». Девочки – Вита и ее детеныш дельфиненок Майя – пока на «подтанцовках». Что совершенно не мешает им слаженно вести занятие с двенадцатилетним Мирославом.

Вместе с родителями он приехал из Латвии. У парня расстройство аутического спектра, которое проявилось в три года. По словам мамы Илоны, перепробовали буквально все доступные методики коррекции поведения. Дельфинотерапию открыли для себя совсем недавно.

 Не знала, что в Беларуси такая методика есть, – призналась Илона. – Иначе добрались бы к вам гораздо раньше. Я в восторге буквально от всего: как тренер нашел подход к моему упрямому и характерному сыну, как Мирослав поймал идею и с удовольствием включился в работу.

Парнишка в это время «проплывает» на дельфине мимо и гортанно заливисто хохочет. Следующим этапом будет занятие на растяжку. Судя по всему, это одно из последних упражнений. Заметно, что мальчишка немного устал. Но держится.

– Думала, что будет вести себя более эмоционально, – комментирует собеседница, наблюдая за сыном. – Слишком много триггеров одновременно – новая страна, жилье, впечатления, которые могут вызвать излишне яркую реакцию: громкие крики, бросание предметами. Но в бассейне Мирослав, к моему удивлению, – само спокойствие. Собранный, выполняет задания, не капризничает.

Мирослав с водой знаком и плавает с удовольствием. А если ребенок боится, как быть?

– По ситуации, – отвечает тренер и объясняет:

– Можно добавить игровой элемент, скажем, помыть дельфина. Если у ребенка есть страх захода в воду, начинаем работать с «суши». Оттуда предлагаем погладить дельфина, сесть на борт бассейна, свесить ноги, поболтать ими в воде, побрызгаться. Важно не просто заинтересовать ребенка, но дать ему ощущение комфорта и безопасности.

Сеанс в среднем длится 25 минут и лечением в прямом смысле не является. Это больше метод нетрадиционной психотерапии. Сам К. Полуянов по образованию психолог, а навыки пет-терапии изучал непосредственно в минском дельфинарии, где помогает людям уже 10 лет. Клиенты в основном – дети от 2 до 16 лет.

Как это работает?

Единой схемы, когда «потянулись, размяли голеностопные суставы, покрутили хулахуп, переходим к прыжкам в воду», нет.

– Занятие – это, скорее, комплекс упражнений, где есть элементы как ЛФК, так и логопедии, – поясняет К. Полуянов. – При проблемах с опорно-двигательным аппаратом упор делаем на упражнения, в том числе на расслабление и растяжку. При расстройствах аутического спектра – на сенсорную стимуляцию, взаимодействие с дельфинами (в том числе на суше), артикуляционную составляющую.

Дельфинотерапия, по словам тренера, не волшебная таблетка, но стимул для дальнейшего развития ребенка. И результат всегда греет душу. 

– Искренне радуешься, когда спустя несколько занятий ребенок с расстройством аутического спектра лет начинает действовать на свой возраст, пусть даже и частично, – рассказывает К. Полуянов. – Радуешься изумлению и восхищению родителей, когда их ребенок сам проплывает определенную дистанцию, с удовольствием включается в игру с дельфинами.

Или начинает говорить

Артему 9 лет, с родителями Александром и Светланой он тоже приезжает в Минск из латвийского Даугавпилса, причем уже пятый год.

– После каждого сеанса мы видим, что сын становится все более спокойным, собранным, – рассказывает Александр. – Ему проще сконцентрироваться на поставленных задачах.

У мальчика также расстройство аутического спектра, причем в 4 года Артем все еще не говорил. И здесь, в Минске, на 5-м занятии громко и на весь дельфинарий произнес: «Мама, я тебя люблю».

– У сына нет боязни нового – мест, людей, занятий, – подключается к диалогу Светлана. – Поэтому первый сеанс прошел совершенно спокойно. Потом, конечно, нужно было бороться с «не хочу – не буду» (улыбается).

Артем в это время проплывает мимо на дельфине. И, судя по всему, что-то своему компаньону по «сплаву» вещает. В шутку уточняю, мол, за 5 лет выучил дельфиний язык?

– Дельфиний навряд ли, но сын у нас полиглот – без хвастовства, – отвечает Александр. – Знает три языка – русский, латышский и английский. Плюс несколько алфавитов: арабский, иврит, латинский. Языки и точные науки, – Артем учится в обычной школе, но в интегрированном классе – заходят на ура. В той же математике сын значительно опережает многих одноклассников. При этом в природоведении и предметах, где нужно рассказать своими словами, порассуждать, придумать, – сильно отстает.

В «доковидное» время семья приезжала дважды в год. Сейчас – один раз. Тут дело не столько в пандемии, сколько в успехах, которые делает мальчик.

Один курс включает от 5 до 10 занятий.

 В среднем стараемся делать перерыв в полгода – это оптимальный промежуток, чтобы информация усвоилась,  объясняет дельфинотерапевт К. Полуянов. – Также есть ряд упражнений, которыми родители продолжают заниматься с ребенком в перерыве между курсами.

***

Для дельфинотерапии есть ряд противопоказаний: нельзя с инфекционными заболеваниями, онкологическими и эпилепсией. В последнем случае причина в большой психоэмоциональной нагрузке и триггерах – начиная от ультразвука, который издают дельфины в процессе эхолокации, заканчивая банальными бликами на воде.

Фото и видео Анастасии Бычковской

Кристина Криворучко

По материалам https://minsknews.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует:

 

Перечень пособий по инклюзивному образованию

Дети с инвалидностью: пути интеграции в социум

 Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер

Авторы книги делятся с читателями своим теоретическим и практическим опытом, интересными методическими находками в работе с детьми с инвалидностью (с выраженными нарушениями психофизического развития).

Рекомендуется педагогам, студентам педагогических специальностей, будущим учителям-дефектологам, работникам социальной сферы, родителям, тьюторам.

 20.16 руб.

 

Воспитание толерантности. Модели инклюзивных практик

 Т. В. Жук

Данное пособие является практикоориентированным и адресовано широкому кругу читателей: педагогическим работникам, студентам педагогических специальностей, работникам культуры, социальным работникам, представителям общественных организаций, тьюторам, волонтерам и всем тем, кто неравнодушен к проблеме толерантности.

 17.44 руб.

 

Обучение математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая

Учебно-методическое пособие представляет собой основные содержательные линии, которые отражают сущность компетентностной основы обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью: коррекционные возможности содержания, методы и приемы обучения, использования электронных средств обучения математике; примерный перечень практических заданий, примерное планирование учебного материала.

 16.00 руб.

 

Профилактика и коррекция дискалькулии

Н. С. Цырулик

В пособии раскрываются психолого-педагогические и организационно-методические основы профилактики и коррекции дискалькулии. Пособие адресуется студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», учителям-дефектологам, слушателям курсов переподготовки по специальности «Логопедия», педагогическим работникам учреждений дошкольного и общего среднего образования, также может быть использовано студентами по специальностям профиля «Педагогика».

Профилактика и коррекция дискалькулии

33.70 руб.

 

Учимся рассказывать и говорить правильно

И. К. Боровская

Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.

В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

 14.50 рублей.

 

Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью

Т. В. Жук и другие 

Данное пособие знакомит педагогов и всех заинтересованных лиц с педагогическими основами формирования жизненных компетенций у детей и подростков с инвалидностью, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы делятся с читателями практическим опытом, интересными находками в работе с очень сложной, неоднородной по составу категорией детей и подростков — детьми с тяжелыми множественными нарушениями.

23.00 рублей.

 

Коррекция познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская

В пособии представлены: методика коррекционной работы по развитию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью; дидактические сценарии и примерное тематическое планирование коррекционных занятий. 

Пособие рекомендуется учителям-дефектологам, педагогам, работающим в учреждениях дошкольного образования с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, родителям, студентам факультетов специального и инклюзивного образования.

Коррекция познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

20.16 рублей. 

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха. В двух частях. Часть 1. 

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала. Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

13.70 руб.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала.

Задания можно выполнять как на уроках, так и дома. 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 12.23 руб.

 

Заказ можно сделать:

в интернет-магазине издательства «Народная асвета»: http://narasveta.by/;

непосредственно в издательстве по адресу: г.Минск, пр.Победителей, 11, 10-й этаж, к. 1019, тел.: +375 (17) 203-89-25, 203-84-44, +375 (29) 395-00-26 Viber; по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

в интернет-магазине ОАО «Белкнига»: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.:          8 (017) 396-47-72, 8 (029) 606-85-85;

во всех розничных магазинах ОАО «Белкнига» по всей стране – около 100 магазинов во всех регионах, тел. справочной службы: 8 (017) 399-73-80; список магазинов ОАО «Белкнига» размещен на сайте: https://belkniga.by/contacts/stores/;

в интернет-магазине и розничном магазине РУП «Академкнига»: https://akademkniga.by/, г. Минск, пр. Независимости, 72.