Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Концепция учебного предмета “Биология” предполагает формирование современного научного мировоззрения, необходимого для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, в различных областях реального сектора экономики, для продолжения образования, будущей профессиональной деятельности.
учитель биологии средней школы № 20
имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева Бреста
Имея достаточно большой опыт по подготовке к ЦТ, выделю несколько направлений в своей работе.
- Урок как основа подготовки к ЦТ и ЦЭ, где любой учебный материал рассматривается в рамках заданий ЦТ. Для этого использую сборники и тренажерные задания Республиканского института контроля знаний, а также различные формы работы с учащимися: индивидуальную, в группах, коллективное обсуждение.
Для диагностики знаний учащихся в 10—11 классах химико-биологического профильного направления обращаюсь к сборникам тестов РИКЗ прошлых лет. На уроках вместе с детьми выявляем проблемное поле: задания, которые ребята выполняют с затруднениями или ошибками. Затем отрабатываем теоретический материал с помощью учебных пособий по биологии за 7—11 классы, таблиц, рисунков, диаграмм, схем, моделей и муляжей, гербарного материала по различным темам.
Для лучшего усвоения учебного материала использую различные методические приемы. Так, биологические диктанты позволяют отработать понятия и систематическое положение организмов живой природы. Для этого ребята записывают виды растений и животных, грибов и микроорганизмов, а затем указывают их полное систематическое положение в системе органического мира. Например, зеленый кузнечик: надцарство Эукариоты, царство Животные, тип Членистоногие, класс Насекомые, отряд Прямокрылые, род Кузнечик, вид Кузнечик зеленый.
Прием “Ассоциации” помогает запоминать понятия и термины. Например, “пурГА” напоминает о том, что к пуриновым основаниям относятся гуанин (Г) и аденин (А), ПОЙкилотермные животные — холоднокровные животные, значит ПОЙ — когда тебе холодно.
Решаю и составляю с детьми задачи по генетике и экологии. При этом особое внимание уделяю задачам с лишними данными. Например: “Определите, какое максимальное количество печеночных сосальщиков может прокормиться в организме основного хозяина, если энергетические потребности одного паразитического червя составляют 200 ккал. В состав зооценоза входят коза (средняя масса тела 40 кг), прудовик (10 г), тритон (3 г) и лисица (7 кг). В 1 кг тела основного хозяина запасено 2000 ккал энергии. Учтите, что для сохранения жизнедеятельности хозяина печеночные сосальщики должны потреблять не более 10% запасенной энергии”. В этой задаче основным хозяином печеночного сосальщика в приведенном зооценозе является коза, остальные животные лишние.
Моделирование позволяет моделировать явления, процессы и объекты живой природы, например, явление осмоса: “Клетку, внутри которой осмотическое давление 120 кПа, погрузили в раствор. Через некоторое время клетка сморщилась, поскольку вода из клетки выходила. Укажите возможное значение осмотического давления использовавшегося раствора: 90, 100, 80, 320 кПа”. Ответ: 320 кПа.
Явление осмоса можно смоделировать: для этого необходимо взять лимон и порезать его на тонкие дольки, посыпать сахаром, и спустя некоторое время из долек потечет сок. Вода движется в сторону большей концентрации веществ (сахара) и выходит из клеток лимона.
Усвоив теоретическую часть материала по определенной теме, приступаем к решению заданий из сборников тестов РИКЗ.
- Важной частью подготовки к ЦТ и ЦЭ являются факультативы, позволяющие доработать и систематизировать учебный материал по различным разделам биологии. Использую задания не только ЦТ, но и олимпиадного характера: они развивают логику и мышление учащихся. Интерес учащихся поддерживаю заданиями творческого и практического характера. Для размещения теоретического материала и заданий различного уровня сложности использую личный сайт, а также другие электронно-образовательные интернет-ресурсы.
Важным показателем качества обучения по предмету является средний балл по централизованному тестированию, а с этого учебного года — и по централизованному экзамену. В нашей школе этот показатель по биологии неуклонно растет. Ребята успешно сдают экзамен и поступают в вузы медицинского, сельскохозяйственного и педагогического профилей.
Источник: БЕЛТА
«Народная асвета» рекомендует:
Біялогія, 6 клас
М. Д. Лісаў
Падручнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.
3-е выданне, перагледжанае.
5.07 руб.
Биология, 7 класс
Н. Д. Лисов
Учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. 2-е издание, переработанное.
5.10 руб.
Біялогія, 9 клас
А. Л. Барысаў, А. А. Анціпенка, А. М. Рагожнікаў
Падручнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.
11.88 руб.
Біялогія, 10 клас
С. С. Маглыш, В. А. Краўчанка, Т. Я. Даўгун
Вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.
10.17 руб.
Биология, 11 класс
М. Л. Дашков, А. Г. Песнякевич, А. М. Головач
Учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (с электронным приложением для повышенного уровня).
6.58 руб.
Біялогія, 11 клас
М.Л. Дашкоў, А.Г. Песнякевіч, А.М. Галавач
Вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання (з электронным дадаткам для павышанага ўзроўню).
13.78 руб.
Методика преподавания биологии
И. И. Концевая
Цель учебного пособия — оказание помощи студентам в овладении основами методики преподавания биологии в рамках курса «Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы». В пособии последовательно рассматриваются основные программные вопросы методики преподавания биологии, даны методические указания по проведению практических работ, вопросы для самоконтроля.
Учебное пособие адресовано студентам специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)», учителям биологии учреждений общего среднего образования.
37.97 руб.