Принято считать, что уроки труда не способны научить подрастающее поколение чему-нибудь стоящему. Корреспондент агентства «Минск-Новости» решила развеять этот миф.
На днях педагог моего сына, который ходит в 3-й класс, предупредила родителей, что учиться пришивать пуговицы и вязать будут и мальчики, и девочки. Это заложено в программе трудов. Надо сказать, от занятий ребенок в восторге. Никогда бы не поверила, но теперь он носит в портфеле клубок ниток и иногда плетет крючком косичку на переменке. Рассуждает, как взрослый: ему это помогает сосредоточиться.
О том, как за последнее время изменились уроки труда, мы узнали, посетив столичную СШ № 54.
Изучают дизайн интерьера и основы ведения семейного бюджета
Урок в 6-м классе. У девочек тема «Приготовление пищи». Одни делают блюда из макаронных изделий, другие — оладьи с творогом. За занятие надо успеть и еды «наварить», и стол сервировать, и позавтракать, пробуя свои кулинарные шедевры. Поэтому девчонки ни на минуту не отвлекаются от дела.
Педагог Инна Авласко сетует, что детям не хватает уроков труда. В 5, 8, 9-м классах — один час в неделю! В 6-м и 7-м — два часа. Капля в море.
— Труд — это связь всех предметов: математики, физики, информатики, географии и биологии. Кроме того, мы формируем любовь к самой работе, умение получать удовольствие от результата, — считает Инна Авласко.
В программе появляются новые современные разделы, например дизайн интерьера или семейная экономика. Девочки осваивают компьютерные программы, позволяющие моделировать помещения. Учитель замечает, что школьные труды основаны на традициях белорусского народа, и это правильно.
Дети изучают блюда национальной кухни, особенности нарядов прадедушек и прабабушек. И, конечно, все это повторяют собственными руками.
— Советский педагог Василий Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Если родители хотят развить умственные способности своих детей, то надо работать и над развитием мелкой моторики рук. В дошкольном возрасте все именно так и происходит: малышам дают пластилин, крупу, фактурные материалы, чтобы они щупали, перебирали, гладили. Но взрослые забывают об этих занятиях, когда ребенок взрослеет. На уроках труда мы не готовим школьников к профессии — мы развиваем детей. Только через руки они становятся умнее. Им легче воспринимать математику, у них развиваются речь, логика, память. Они вяжут и поют одновременно, а кто-то читает стихи. Начинают работать правое и левое полушария мозга, — говорит Инна Авласко.
Есть в программе особые дни: мальчики меняются с девочками.
Парни приходят в кулинарную мастерскую и учатся готовить, а школьницы осваивают ручной инструмент для пиления, сверления и забивания.
На таких перекрестных занятиях много личных открытий!
— С мальчишками мы закрепляем навык пришивания пуговиц, готовим блюда, которые они выбирают сами. Да, сначала в девичьей мастерской они чувствуют себя неловко. Шутят, хохочут, — замечает Инна Авласко.
Снять с себя темно-синий халат, покрытый древесной пылью, и переодеться в кипенно-белый им уже кажется смешным. Но потом они втягиваются в рабочий процесс.
— Оказывается, мальчики любят готовить. Потом приходят ко мне и показывают, как делают дома торты и даже пекут хлеб, — рассказывает Инна Авласко.
Девочки в это время занимаются в столярной мастерской у педагога по техническому труду Михаила Вертюхова.
Учитель показывает рабочее пространство. Все инструменты в открытом доступе — киянки, рубанки, лобзики… Куда ни глянь, везде находишь изделия, произведенные школьниками.
Подставки для телефонов и под горячее, кулинарные лопатки, вазочки, декоративные картины. К 9-му классу мальчишки осваивают весь ручной инструмент, умеют работать с древесиной, имеют навыки геометрической резьбы.
— А девочки что делают? — спрашиваем у учителя.
Он показывает отдельную папку с работами, выполненными особенно изящно. Это все дело рук учениц. Они на занятиях выпиливают лобзиком ажурные картины из фанеры. Их изделия не отличить по мастерству от мальчишеских.
— Значение трудов в жизни школьника огромное, — резюмирует Михаил Вертюхов.
Посложнее физики и математики будет
По трудовому обучению проводится олимпиада среди школьников. Так же, как и по другим предметам: есть несколько отборочных этапов, а в итоге — республиканский финал, победить в котором очень престижно. Потом юный обладатель диплома может поступать в вуз по соответствующему профилю без экзаменов.
В этом году в олимпиаде по трудовому обучению победила ученица 11-го класса СШ № 54 Виктория Кошкина.
— К этому соревнованию я стала основательно готовиться четыре года назад, — рассказывает Виктория.
Тогда в школу пришла преподавать труды Инна Авласко, которая заинтересовала девочку своим предметом. Школьница вспоминает, что перепробовала себя во многих олимпиадах, начиная с математики и заканчивая историей.
Кстати, многие учителя не считают труды важным школьным предметом, скептически относятся и к самой олимпиаде. Полагают, что предмет этот прост, примитивен и не идет ни в какое сравнение с физикой, химией, биологией, где нужны высокий интеллект, знание формул и непревзойденный дар. Виктория Кошкина с таким мнением в корне не согласна.
— В этом году на республиканском этапе шили тканевый футляр для очков. Там и специфические швы, и украшение. Была симметричная вышивка, вышивка композиции из вязаных цветов, — замечает она.
Есть еще и теоретический этап, в котором необходимо решить тестовые и творческие задания.
Затрагиваются области кулинарии, материаловедения, машиноведения, озеленения, домоводства. Собственно, это химия, физика и биология в ее живом практическом применении.
— Трудовое обучение — основа всего. Решаем вот такие задачки. Например, следует составить правильные рецептуры завтраков для недельного меню. Причем, в частности, блюда из творога не должны повторяться. Уходит минимум полтора листа А4 для того, чтобы написать ответ на одно подобное задание, — улыбается Виктория. — Члены жюри на заключительном этапе представляли различные университеты, каждый звал к себе поступать.
Жительница столицы Виктория приняла решение отправиться на учебу в Барановичи. В БарГУ получит специальность учителя обслуживающего труда и педагога-художника.
— Я в восторге. Молодой и очень творческий вуз. Получу аттестат и сразу поеду подавать документы. Мне предоставят общежитие. Родители отговаривали уезжать из столицы, но я уверена в выборе. У меня будет несколько чемоданов с вещами. И возьму с собой швейную машинку, — смеется Виктория.
Ученица считает, что труды в школе — ценнейший предмет. Приводит в пример себя: ничего не умела, а теперь может все. В любую свободную минуту у нее заняты руки: то вязанием, то вышиванием.
Фото Тамары Хамицевич
Юлия Бурдо
Источник: Минск-Новости
«Народная асвета» рекомендует:
Нереальные совы и их хобби
И. А. Токарева
Дорогие читатели!
Мы рады вас приветствовать! В нашей копилке мы собираем потрясающие идеи!
А ещё у нас есть любимое занятие — хобби! А у вас есть хобби? Вы увлекаетесь рисованием, ухаживаете за питомцем или коллекционируете?
Хобби — это здорово! Увлекательно, приятно и полезно!
Сделайте для себя «Копилку потрясающих идей»!
7.48 руб.