3 мая на базе ГУО «Средняя школа №23 г.Минска» состоялся республиканский семинар «Об оказании психологической помощи участникам образовательного процесса». В его работе приняли участие руководители структурных подразделений областных, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, областных (Минского городского) социально-педагогических центров, представители областных (Минского городского) институтов развития образования, представители районных (городских) учебно-методических кабинетов, курирующих деятельность педагогов-психологов, методических объединений педагогов-психологов.
Тема оказания психологической помощи участникам образовательного процесса очень важна и, в первую очередь, для преодоления многих кризисных ситуаций. Не допустить трагических случаев с обучающимися, предотвратить конфликты в детской среде, профилактировать насилие, профессиональное выгорание – все возможно при грамотном подходе и участии педагога-психолога.
«И здесь важно руководителю органа управления образованием, каждого учреждения образования организовать своевременное направление детей, родителей, педагогов к психологу, создать сеть психологической помощи, обеспечить ее кадровое наполнение,» – отметил Министр образования Андрей Иванец.
В 2022/2023 учебном году в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования укомплектованы около 90% ставок, 10,4 % – временно заполнены совместителями.
Функционируют 149 областных, городских и районных социально-педагогических центров, в которых работают 432 педагога-психолога.
С 2019 года открыт Республиканский центр психологической помощи, при активном участии которого в регионах создана сеть из 127 кризисных психологов.
Прием по специальностям и направлениям специальностей психологической направленности на уровне I ступени высшего образования в прошлом году осуществлялся 13 учреждениями образования.
В прошлом году в учреждения образования направлены 116 молодых специалистов, получивших образование по специальностям «Практическая психология», «Психология».
Учитывая реальную потребность учреждений образования в психологах и социальных педагогах, будет расширен прием выпускников 2023 года для получения высшего образования на условиях целевой подготовки.
Не снижается актуальность создания в школах и колледжах благоприятной психологической обстановки, профилактики насилия среди подростков и детей младшего школьного возраста, формирования нетерпимости к проявлениям жестокости и насилия в педагогических коллективах. Реализуемый в 26 школах экспериментальный проект по созданию дружественной среды направлен на внедрение модели противодействия насилию, позволяющей в 2 раза уменьшать проявления буллинга среди обучающихся.
Как подчеркнул глава ведомства, реализуемая в Республике Беларусь государственная политика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает свою эффективность. Сегодня 88 % таких детей воспитаются в замещающих семьях. В этом отношении наша задача – не только создать замещающие семьи, но и обеспечить их постоянное психологическое сопровождение.
На семинаре обсудили и вопросы межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи участникам образовательного процесса. К участию в заседании были приглашены представители Следственного комитета Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения.
Академией последипломного образования, Республиканским институтом профессионального образования, Национальным центром усыновления, Институтом психологии, Республиканским центром психологической помощи и социально-педагогическим центром Ленинского района г.Минска обеспечена работа 6 тематических секций, где был представлен опыт оказания психологической помощи в учреждениях образования различных типов и видов.
Сегодня на семинаре рассмотрели основные актуальные направления оказания психологической помощи участникам образовательного процесса. Очевидно, что в повышении качества и эффективности такой помощи нельзя делать паузы.
Требования к организации работы психологов очень высоки, ведь зачастую от их слова и дела в прямом смысле зависят детские судьбы.
Задача управленцев всех уровней: внедрять лучшие алгоритмы работы, лучшие практики работы психологов, обеспечивать материальную и моральную поддержку этих специалистов.
Министерство образования планирует в течение 2023-2024 учебного года актуализировать ряд нормативных правовых документов, алгоритмов работы, чтобы оказание психологической помощи стало более оперативным.