Маленький человек живет в мире ярких красок и чудесных звуков, новых открытий и незабываемых впечатлений. А какими событиями наполняется мир особенного ребенка?
Детям с особенностями психофизического развития необходимо помочь увидеть, услышать, почувствовать разнообразие мира и стать его частицей, а также научить взаимодействовать с ним.
Работая педагогом-психологом в коррекционном центре с детьми, имеющими сложные нарушения в физическом и интеллектуальном развитии, средством для включения во взаимодействие с миром я выбрала изотерапию.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия — это инструмент для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, повышения самооценки. Положительные результаты дает изотерапия при умственной отсталости, если возникают трудности вербального контакта.
В начале коррекционных занятий уместно использовать технику штриховки и каракулей. Ребенок совершает действия в ритме, что помогает снять эмоциональное напряжение.
Дети наносят на поверхность бумаги линии хаотично, небрежно, неумело или, наоборот, точно и внимательно, в соответствии с собственным психофизиологическим ритмом. Отдельные каракули говорят об уровне тревожности у ребенка, его эмоциональном состоянии.
Часто используемая техника в работе с учащимися с особенностями развития — пальчиковое рисование. Для детей такое занятие не безразлично и вызывает диапазон эмоциональных реакций в связи с нестандартностью ситуации, новыми тактильными ощущениями. К тому же рисование пальчиками — это рефлекторный массаж. На ладонях есть чувствительные точки, которые связаны с органами тела. Массажируем эти точки — добиваемся улучшения состояния организма. Учащиеся работают пальчиками как на готовом шаблоне, так и самостоятельно: рисуют капельки дождя на тучке, лучики солнца, ягоды на виноградной грозди, дорожку.
Эффективно работать с детьми в технике марания. У марания нет оценки “плохо — хорошо”, “правильно — неправильно” — для нее характерны деструктивные действия со средствами рисования. Впоследствии ребенок избегает негативных действий в домашней обстановке. Техника марания помогает созданию спонтанных рисунков. При использовании этой техники ребенок брызгает краской, наносит много слоев и смешивает цвета, зарисовывает изображения, например, какой-то образ или вход в пещеру, создает линиями рисунок природных явлений. Эта техника выполняет задачи по преодолению страха и гнева.
Интерес у учащихся вызывает и рисование сухими листьями. Они приносят много радости детям: листья натуральны, пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. Данная техника создания рисунка помогает процессу адаптации в новом пространстве. Здесь не требуется четкости линий, что повышает самооценку. С заданием справляются даже дети с выраженной моторной неловкостью. С помощью листьев создаются тематические изображения, рисунки-отпечатки. Целесообразно использовать такое задание для релаксации.
В коррекционной работе с детьми можно применять разные техники рисования — традиционные, нетрадиционные и даже новаторские.
Детям, у которых нет ограничений движения пальцев рук, предлагаю обычное рисование с применением цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков, красок. Для выполнения рекомендуются несложные задания — разукрасить рисунок, заштриховать фигуру, создать картину по номерам.
Однако не всем детям дано овладеть кистью или карандашом. Кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы, у кого-то вызывает положительные эмоции только определенная фактура используемых инструментов.
Рисование карандашами требует минимального навыка рисования. Отсутствие этих навыков у ребенка с детским церебральным параличом может оттолкнуть его от занятия творчеством. В таком случае в план занятий включаю общедоступные в выполнении нетрадиционные техники рисования — работу с мятой бумагой, штампами, нитками, растягивание кляксы наклоном листа. Перечисленные способы доступны детям с ДЦП. Все задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
Для снятия барьеров во взаимодействии и налаживании контакта использую необычные, новаторские способы изобразительной деятельности.
Они просты в исполнении и направлены на включение ребенка в совместную деятельность, снятие напряжения. Ребенок в любом случае видит результат своей творческой деятельности, что улучшает его эмоциональное состояние и формирует более стойкий контакт со взрослым.
Например, рисование пеной — простой способ творческой деятельности с удивительным результатом. На пищевую пленку необходимо нанести тонкий слой пены для бритья. Ребенок в произвольном порядке капает жидкий пищевой краситель и делает разводы кисточкой. Если малыш или подросток затрудняется в самостоятельном выполнении движений, можно данные действия выполнить способом “рука в руке”. Затем на поверхность прикладываем чистый лист бумаги и получаем фантастический рисунок с мраморным эффектом.
Многим детям доступна и вызывает спектр эмоций творческая деятельность с неньютоновской жидкостью. Неньютоновская жидкость — это разноцветная субстанция, которую можно приготовить самостоятельно из крахмала и воды, добавив гуашь любого цвета. Когда масса становится однородной, ее можно руками наносить на лист бумаги, формируя абстрактные узоры. В этом рисунке нет ровных линий, но они и не нужны. Зато в результате мы получим удивленного, радостного ребенка.
Создать сюрпризный момент поможет техника невидимого рисунка. Свечой рисуем контур рисунка, оставляя невидимые линии. Теперь ребенок может приступать к самому интересному — раскрашиванию бумаги красками.
В зимний период поднимает настроение и увлекает детей творчество на сугробах. Для этого достаточно лишь воды, закрашенной гуашью. Используя пульверизатор, можно раскрашивать сугробы, разрисовывать листья на заснеженных кустах и деревьях, замерзшие лужи или сделать цветной наряд снеговику.
Какие бы техники рисования я ни решила применить в своей профессиональной деятельности, неизменным остается главное — их включение должно активизировать творческие способности особенного ученика, улучшать эмоциональное состояние, давать доступное пространство для самовыражения, делать разносторонним межличностное общение.
Елена ИСАКОВА,
педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Большой Берестовицы Гродненской области
Источник: Настаўніцкая газета
«Народная асвета» рекомендует:
Пособия по инклюзивному образованию
Дети с инвалидностью: пути интеграции в социум
Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер
Авторы книги делятся с читателями своим теоретическим и практическим опытом, интересными методическими находками в работе с детьми с инвалидностью (с выраженными нарушениями психофизического развития).
Рекомендуется педагогам, студентам педагогических специальностей, будущим учителям-дефектологам, работникам социальной сферы, родителям, тьюторам.
20.16 руб.
Воспитание толерантности. Модели инклюзивных практик
Т. В. Жук
Данное пособие является практикоориентированным и адресовано широкому кругу читателей: педагогическим работникам, студентам педагогических специальностей, работникам культуры, социальным работникам, представителям общественных организаций, тьюторам, волонтерам и всем тем, кто неравнодушен к проблеме толерантности.
17.44 руб.
Обучение математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью
В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая
Учебно-методическое пособие представляет собой основные содержательные линии, которые отражают сущность компетентностной основы обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью: коррекционные возможности содержания, методы и приемы обучения, использования электронных средств обучения математике; примерный перечень практических заданий, примерное планирование учебного материала.
16.00 руб.
Профилактика и коррекция дискалькулии
Н. С. Цырулик
В пособии раскрываются психолого-педагогические и организационно-методические основы профилактики и коррекции дискалькулии. Пособие адресуется студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», учителям-дефектологам, слушателям курсов переподготовки по специальности «Логопедия», педагогическим работникам учреждений дошкольного и общего среднего образования, также может быть использовано студентами по специальностям профиля «Педагогика».
33.70 руб.
Учимся рассказывать и говорить правильно
И. К. Боровская
Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.
В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.
14.50 рублей.
Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью
Т. В. Жук и другие
Данное пособие знакомит педагогов и всех заинтересованных лиц с педагогическими основами формирования жизненных компетенций у детей и подростков с инвалидностью, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы делятся с читателями практическим опытом, интересными находками в работе с очень сложной, неоднородной по составу категорией детей и подростков — детьми с тяжелыми множественными нарушениями.
23.00 рублей.
Коррекция познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская
В пособии представлены: методика коррекционной работы по развитию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью; дидактические сценарии и примерное тематическое планирование коррекционных занятий.
Пособие рекомендуется учителям-дефектологам, педагогам, работающим в учреждениях дошкольного образования с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, родителям, студентам факультетов специального и инклюзивного образования.
20.16 рублей.
Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1
Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова
Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха. В двух частях. Часть 1.
Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.
Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала. Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.
13.70 руб.
Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2
Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова
Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.
Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала.
Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.
12.23 руб.
Заказ можно сделать:
в интернет-магазине издательства «Народная асвета»: http://narasveta.by/;
непосредственно в издательстве по адресу: г.Минск, пр.Победителей, 11, 10-й этаж, к. 1019, тел.: +375 (17) 203-89-25, 203-84-44, +375 (29) 395-00-26 Viber; по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
в интернет-магазине ОАО «Белкнига»: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: 8 (017) 396-47-72, 8 (029) 606-85-85;
во всех розничных магазинах ОАО «Белкнига» по всей стране – около 100 магазинов во всех регионах, тел. справочной службы: 8 (017) 399-73-80; список магазинов ОАО «Белкнига» размещен на сайте: https://belkniga.by/contacts/stores/;
в интернет-магазине и розничном магазине РУП «Академкнига»: https://akademkniga.by/, г. Минск, пр. Независимости, 72.