Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Вопросы проведения профилактической работы в учреждениях образования, профилактики насилия в отношении несовершеннолетних обсудили в Министерстве образования на коллегии ведомства.

В заседании коллегии приняли участие Министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец, заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Максим Воронин, заместитель Председателя Следственного комитета Республики Беларусь Сергей Аземша.

На мероприятие были приглашены представители Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения; руководители структурных подразделений областных, городских и районных исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования; руководители и педагогические работники учреждений образования; руководители структурных подразделений аппарата Министерства образования.

Ключевой посыл, озвученный заместителем Министра образования Александром Кадлубаем на коллегии – организация профилактической работы с обучающимися является одним из важнейших направлений деятельности учреждений образования, органов управления образованием всех уровней, и составляет обязательный компонент планомерной и целенаправленной воспитательной работы.

За 2022 год в рамках Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи только в учреждениях общего среднего образования реализовано более миллиона мероприятий по 18 направлениям. Приоритетными направлениями являлись идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание учащихся, а также воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Так, успешно реализовывался пилотный проект по посещению государственных музеев в рамках установленного Министерством образования и Министерством культуры единого бесплатного дня. В период с сентября по декабрь 2022 года в рамках единого бесплатного дня 101 229 учащихся посетили 152 государственных музея.

В планы воспитательно-профилактической работы в учреждениях высшего образования включены массовые мероприятия, групповые мероприятия, индивидуальная работа со студентами.

Реализация Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляется в системе образования в рамках выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними противоправных действий, для чего во всех учреждениях образования действуют советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В течение 2022 года представителями Министерства образования, Национального института образования, Академии последипломного образования проводился постоянный мониторинг состояния профилактической работы по недопущению вовлечения обучающихся в употребление и распространение наркотиков, обеспечено изучение работы в составе межведомственных рабочих групп.

С учетом рекомендаций Министерства образования от 1 февраля 2023 года перед планированием индивидуальной профилактической работы изучаются особенности семейного воспитания несовершеннолетних, их статус в классе или в учебной группе, круг друзей, риски и склонность к повторным противоправным действиям.

Заместитель Министра образования также отметил, что взаимодействие с родителями при проведении профилактической работы может стать действенным механизмом контроля за поведением подростка, предупреждения вовлечения его в противозаконную деятельность. Министерством образования разработана Дорожная карта развития проекта «Родительский университет», в которой отражена работа с родителями несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, детей, признанных находящимися в социально опасном положении.

Требует совершенствования оказание психологической помощи в учреждениях образования. Вот поэтому на контроле в ведомстве остается работа по подбору кадров педагогов-психологов, повышению их квалификации. В этой связи до конца 2022/2023 учебного года будет проведен республиканский семинар-практикум «Об оказании психологической помощи участникам образовательного процесса».

Участникам коллегии также была доведена информация, что для предупреждения развития негативных тенденций Министерством образования во взаимодействии со всеми заинтересованными ведомствами в 2023 году будет продолжена работа по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

Планируется дальнейшее нормативно-правовое регулирование функционирования районных координационных советов по государственной защите детей в неблагополучных семьях, механизмов реагирования на сообщения Республиканского центра психологической помощи.

Во взаимодействии с Национальным институтом образования, Национальным детским образовательно-оздоровительным центром «Зубренок предусмотрено внесение изменений в программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Работа по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних, насилия над детьми, защите их прав и законных интересов во взаимодействии со всеми заинтересованными государственными органами будет продолжена в текущем году.

 
 

Студентам - о последствиях правонарушений. Молодежная мобильно-информационная группа создана в БГУ

Фото БГУ
В Белорусском государственном университете создана молодежная мобильно-информационная группа, сообщили БЕЛТА в пресс-службе вуза.

Создание молодежной мобильно-информационной группы является инициативой студентов и преподавателей юридического факультета БГУ. "В последнее время в обществе остро стоят вопросы предотвращения экстремистской деятельности, распространения наркотиков и телефонного мошенничества. На государственном уровне решаются проблемы противостояния этим правонарушениям и вовлечению в них людей. Особенно подвержена манипулированию молодежь. Одной из причин является недостаточная информированность населения о возможных рисках и уголовной ответственности", - рассказали в университете.

Молодежная мобильно-информационная группа главной целью ставит донесение студентам, а в последующем и школьникам на доступном языке информации о последствиях совершения преступлений. Декан юридического факультета Андрей Шидловский отметил, что здесь важен формат общения. "Эффективно, когда равный объясняет равному сложные для понимания нормы законов, содержание правонарушения, а самое главное - последствия от их совершения. Очень часто белорусские граждане вовлекаются в преступную деятельность, не осознавая нарушений законодательства. А риски здесь нешуточные", - подчеркнул юрист.

Начиная с мая юридический десант посетит все факультеты Белгосуниверситета. "Беседовать будут о часто встречаемых нарушениях, студенты ответят на все вопросы, поделятся своими наглядными материалами. При успешной практике в рамках университета планируется проведение таких занятий в школах, гимназиях, лицеях и колледжах Минска. Координировать работу группы будут преподаватели юридического факультета. Сегодня состоялся первый организационный семинар по работе группы, где был определен график посещений и ключевые темы для встреч", - проинформировали в вузе.

Источник: БЕЛТА

 

Как следователей обучают психологическим особенностям работы с несовершеннолетними

"Только в прошлом году следователи окончили предварительное расследование более 3 тыс. преступлений, связанных с несовершеннолетними гражданами. При этом сами несовершеннолетние обвиняются в 1530 преступлениях. Еще 1483 было совершено в их отношении. Завершено расследование по 510 уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних", - озвучил статистику Сергей Аземша.

Следственный комитет предпринял ряд значимых шагов. В частности, они направлены на расширение сферы действия гарантий, которые предусмотрены для несовершеннолетних, вовлеченных в уголовный процесс. "Прежде всего это организация расследования в максимально дружественных условиях для несовершеннолетнего. Кроме того, следует отметить совершенствование процесса использования звуковой и видеофиксации следственных действий. Это необходимо для обеспечения последующей возможности оглашения показаний ребенка в суде без его участия, что способствует снижению психологической нагрузки на ребенка, вовлеченного в уголовный процесс", - подчеркнул зампредседателя следственного ведомства.

Еще одним крайне значимым шагом в этом направлении стало введение в подразделениях Следственного комитета в 2017 году специализации по расследованию уголовных дел с участием несовершеннолетних в качестве как обвиняемых, так и потерпевших. По мнению зампредседателя Следственного комитета, при работе с несовершеннолетними особое значение имеет учет возрастных и соответствующих им психологических особенностей детей и подростков, которые пострадали от насильственных преступлений. На сегодняшний день в подразделениях следственного комитета проходят службу 329 специализированных следователей, которые обладают высокой профессиональной подготовкой для расследования уголовных дел этой категории".

Зампредседателя Следственного комитета отметил, что основой для успешной реализации этого принципа специализации является непрерывное обеспечение подготовки специалистов. Оно осуществляется в рамках образовательной программы повышения квалификации следователей в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета.

"За последние пять лет по данной специальной образовательной программе прошли обучение более 300 следователей в составе девяти групп из разных регионов Беларуси, - заявил Сергей Аземша. - Также на системной основе мы приглашаем принимать участие в повышении квалификации в Институте и наших российских коллег. За указанный период обучение по этой программе прошли восемь сотрудников Следственного комитета России. Они высоко оценили качество образовательного процесса и уровень полученных знаний. Учебная программа составлена с учетом практики расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних. Она предусматривает изучение положений международных актов и национального законодательства о защите детей и подростков, особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних и досудебного производства по делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет".

Кроме того, добавил Сергей Аземша, слушателям предлагается большое количество занятий, которые посвящены основам психологии несовершеннолетних, вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков, особенностям тактики производства следственных действий и методики расследования уголовных дел о половых преступлениях против несовершеннолетних. Не остаются без внимания и такие острые проблемы, как склонение детей и подростков к самоубийству (и доведение до него), незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, другие актуальные вопросы следственной деятельности.

"На протяжении трех недель перед следователями выступают не только ведущие ученые в области юриспруденции, педагогики и психологии, но и судьи Верховного Суда, сотрудники Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, Государственного комитета судебных экспертиз. Такой подход, являясь эксклюзивным преимуществом, реализуемым в рамках данной образовательной программы, позволяет обеспечить максимально полное погружение слушателей в проблемы, связанные с участием несовершеннолетних в уголовном процессе. Созданный подход также формирует у следователей необходимые компетенции для работы с детьми и подростками. В дальнейшем это позволяет избежать ошибок в правоприменительной деятельности и, несомненно, способствует повышению качества и оперативности предварительного расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних", - заключил Сергей Аземша.

Источник: БЕЛТА

 

«Народная асвета» рекомендует:

 Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания

 Н. А. Залыгина, М. Е. Минова

Пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждений, специального лечебно-воспитательного учреждения.

В пособии представлены научно обоснованные и практико-ориентированные модели педагогического взаимодействия с родителями учащихся, требующих повышенного внимания, содержатся теоретические и методические материалы, которые помогут педагогам организовать и осуществить взаимодействие с родителями.

Адресуется учителям, классным руководителям, воспитателям, социальным педагогам и педагогам-психологам.

 

28.38  руб.